Домой Контакты
This text is replaced by the Flash movie.
RU  | EN
 Главная >> Статьи >> Электрозапуск ГТД

Продукция
Маркетинговые исследования

...назад


ЭЛЕКТРОЗАПУСК

газотурбинных двигателей

для газоперекачивающихагрегатов

и газотурбинныхэлектростанций

В.Ф. Шалагинов

В.А. Миронов

ОАО «Электропривод»

 

 связис ужесточением требований отечественных энергетических и газодобывающихкомпаний к экологической безопасности эксплуатируемых и поступающих в эксплуатациюгазотурбинных газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электростанций (ГТЭС) все болееактуальной становится замена применяемого турбодетандерного запуска газотурбинныхдвигателей (ГТД) на электрозапуск.

 

При турбодетандерном  запускеиспользуется  несжигаемый  природный газ,  который  в процессе  запуска тысячами  кубометров выбрасывается в  атмосферу.  Электрический же  запуск является  экологически чистым,  так  как использование  газа при запуске исключается. Кроме того,из-за отсутствия подвода газа к электростартеру обеспечивается существенноепреимущество электрозапуска –  выполнение  требований по  его  взрывобезопасности.

Реализуя задачу  по  внедрению в  эксплуатацию  электрозапуска  ГТД для  ГПА  и ГТЭС,  ОАО «ЭЛЕКТРОПРИВОД»,  разработало и освоилосерийный выпуск ряда систем  электрозапуска,  включающих в  себя электростартеры с блокамиуправления.

Принцип действия систем электрозапуска основан  на преобразовании  электрическойэнергии в механическую  с помощью  асинхронного короткозамкнутого электродвигателяс частотно-токовым управлением. В каждый момент времени преобразователь  частоты выдает  на  электродвигатель напряжение такого уровня ичастоты, которое обеспечивает рабочий ток и развиваемый двигателем момент,соответствующие сигналу устройства задания момента.

Системы электрозапуска имеют следующиеособенности:

  асинхронный  электродвигатель  электростартера  выполнен на  повышенную частоту  вращения 12000  об/мин,  что позволило увеличить  энергоотдачу  в 10 и более раз по сравнению с электродвигателямис промышленной частотой вращения;

  устройство задания момента УЗМобеспечивает плавное увеличение крутящего момента  и  безударное зацепление кулачковой  муфты  при включении электростартера,  а  в конце  раскрутки ротора  ВД ГТД  для  исключения перегрузки трансмиссии снижает крутящий момент пропорционально  частоте вращения;

  электростартеры системэлектрозапуска имеют взрывозащищенное  исполнение1ExdIIВТ3;

  системы электрозапуска имеютвстроеные средства защиты по току, напряжению и от перегревов блока управленияи электростартера;

   электрозапуск в сравнении стурбодетандерным запуском является более экономичным. Так, для одногоэлектрозапуска ГПА с помощью системы электрозапуска, состоящей изэлектростартера СТЭ-18СТ и блока управления БУС-18СТ, требуется 3 кВт•часэлектроэнергии, стоимость которой составляет около 6 рублей,  а длятурбодетандерного  запуска    используется  примерно 1000  кубометров  газа, стоимость которого составит около 3000рублей (по бытовым ценам).

В состав каждой системы электрозапуска входятэлектростартер CТЭ и блок управления электростартером БУС.

БУСы выполнены на базе преобразователя частотыс микропроцессорным управлением, имеют устройство задания момента УЗМ иинтерфейс RS-485.

СТЭ имеют два исполнения:

  с  редуктором Р  и  кулачковой сцепной муфтой одностороннего  действия  КСМ (электростартер СТЭ-18СТ),

  без редуктора Р и муфты КСМ(остальные  типы  электростартеров),  при этом редуктор и муфта КСМ являются принадлежностью ГТД. СТЭ имеюттепловую защиту Т °С.

На рисунке приведена  структурная схема  электрозапуска  двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ, НК36, НК37 и ГТ-1 с использованием электростартераСТЭ-18СТ и блока управления БУС-18СТ.

Система электрозапуска с использованием электростартера  СТЭ-18СТ  и блока управления  БУС-18СТ  по сигналам  управления  легко адаптируется  с  системой турбодетандерного  запуска. Для включения  электростартера  используется та  же команда,  что и  для  включения электромагнита пневмостартера. Сигнал «ГОТОВНОСТЬ»  система электрозапуска  выдает в цепь сигнала«Заслонка закрыта», разешающего  включать  стартер. Система электрозапуска имеет встроенные  средства  контроля и  при  возникновении отказов  выдает  сигнал «НЕИСПРАВНОСТЬ»  в цепь сигнала«ОПАСНЫЕ ОБОРОТЫ СТАР-ТЕРА», свидетельствующего  об  отказе стартера.

Электростартер  СТЭ-18СТ взаимозаменяем с пневмостартером турбодетандерного  запуска по  посадочным  и присоединительным размерам.

В настоящее время предприятие выпускаетсерийно системы электрозапуска для авиационных приводов ГПА и ГТЭС, выполненных:

   набазе двигателей НК-16СТ, НК-16-18СТ, НК-36 и НК-37 и их модификаций Самарских иКазанских моторостроителей,

  набазе двигателей Д-ЗОЭУ и ПС-90 и их модификаций Пермских  моторостроителей.

 Успешно  работает  система электрозапуска и на газотурбовозе ГТ-1.Подготовлена  система электрозапуска для апробации на газотурбинной установке ГТК-10 ЗАО«Невский завод»  г. Санкт-Петербург.

 В  таблице приведены основные  технические характеристики, серийновыпускае-мых систем электрозапуска.

  Предприятием  также ведутся  разработки  новых систем  электрозапуска  ГТД, отличающихся от имеющихся систем мощностьюи конфигурацией, для ОАО «Моторостроитель» и ОАО «СКБМ» (г. Самара) и ОАО «НПО«Сатурн» (г. Рыбинск).

Учитывая важность  проблемы  повышения экологической  безопасности  современного газотурбинного  оборудования  и успешный опыт создания систем электрозапускаГТД на предприятии, ОАО «ЭЛЕКТРОПРИВОД» расширяет  тематическоенаправление  по  разработке систем  электрозапуска  и готово  выполнить  в  кратчайшие  сроки заказы  на  разработку систем электрозапуска  ГТД  различных исполнений и назначений.


ГТД   – газотурбинный двигатель,

САУ ГТД   – системаавтоматического управления ГТД,

БУС-18СТ   – блок управленияэлектростартером,

ПЧ   – преобразователь частоты,

УЗМ   – устройство заданиямомента,

RS-485   – интерфейс с системойболее высокого уровня,

СТЭ-18СТ   – электростартер,

АД   – асинхронныйэлектродвигатель с короткозамкнутым ротором,

Р   – редуктор,

КСМ   – кулачковая сцепная муфта,

Т °С   – тепловая защита,

Ротор ВД ГТД   – ротор высокогодавления   газотурбинного двигателя.






 
©2006, АО "ЭЛЕКТРОПРИВОД"
главная | каталог продукции | статьи | вакансии | контакты